Горячая линия
8 (8162) 22-00-28
Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями граждан и организаций
 

Вопросы и ответы

Прослушать

Каков порядок направления на МСЭ?

Направление на медико-социальную экспертизу оформляется в лечебном учреждении, в котором наблюдается гражданин, после проведения необходимых диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Также направить больного на освидетельствование может организация, оказывающая пенсионное обеспечение или орган социальной защиты населения, при наличии у него признаков ограничения жизнедеятельности при наличии медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма вследствие заболевания, последствий травм или дефектов. 

 

При каких условиях гражданин признается инвалидом?

Условиями признания гражданина инвалидом являются: 
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; 
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); 
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. 

Наличие одного из перечисленных условий не является основанием достаточным для признания гражданина инвалидом. 
Другими словами, только лишь факт наличия того или иного заболевания не дает оснований для установления инвалидности. 

 

Какие документы необходимы для проведения медико-социальной экспертизы?

Для прохождения медико-социальной экспертизы необходимы следующие документы: 
- направление на медико-социальную экспертизу, 
- личное заявление или заявление законного представителя, 
- документ, удостоверяющий личность. 

 

Какой документ получает гражданин, признанный инвалидом?

Лицу, признанному при проведении медико-социальной экспертизы инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации инвалида. 

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования. 

 

На какой срок устанавливается группа инвалидности?

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. 

 

На какой срок устанавливается категория "ребенок-инвалид"?

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. 

Категория "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза. 

 

В каких случаях инвалидность устанавливается бессрочно?

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях: 
1) не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма согласно Перечню (утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 247); 
2) не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в в Перечне состояний); 
3) не позднее 6 лет после первичного установления категории "ребенок-инвалид" в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования. 

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий. 

Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

 

Возможно ли проведение медико-социальной экспертизы на дому?

Возможно, если в соответствии с заключением лечебного учреждения гражданин не может явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья. 

 

Куда обращаться гражданину в случае несогласия с решением бюро медико-социальной экспертизы?

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в Главном бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Главное бюро. 
Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. 
Наконец, решение филиала-бюро МСЭ, Главного бюро, Федерального бюро может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Что делать в случае утраты справки, подтверждающей факт установления инвалидности?

Согласно приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" - бланк справки, подтверждающей факт установления инвалидности, является документом строгой отчетности и относится к защищенной полиграфической продукции уровня "В". 
Взамен утраченной (утерянной, украденной и т.д.) справки, подтверждающей факт установления инвалидности выдается ее дубликат. Дубликат справки МСЭ выдается в бюро по месту жительства гражданина, по его личному заявлению, с предоставлением документа, удостоверяющего личность (паспорта) или по заявлению его законного представителя. В заявлении указываются обстоятельства утраты (порчи) справки и место ее выдачи. Дубликат справки выдается на основании Акта освидетельствования гражданина в бюро МСЭ. Если Акт не сохранился или уничтожен по истечению срока хранения, дубликат оформляется на основании выписки из Акта освидетельствования, которая находится в пенсионном фонде. 

 

Задать вопрос

Введите код на изображении *